МООСБТ

межрегиональная общественная организация

Специалистов ботулинотерапии

Внедрение кредитных единиц ECTS в систему дополнительного профессионального образования медицинских специалистов

Римская О.Н, Орлова О. Р.

Внедрение кредитных единиц ECTS в систему дополнительного профессионального

образования медицинских специалистов

(Межрегиональная общественная организация специалистов

ботулинотерапии (МООСБТ)

Вопросы интеграции российской системы медицинского и фармацевтического образования в европейское пространство давно занимают особое внимание медицинской общественности. Подписание Россией Болонской Конвенции в 2003 г. обязывало Россию провести до 2010 года необходимые преобразования в национальной системе высшего образования. Присоединение России к Европейскому образовательному пространству и увеличение международной конкурентоспособности системы высшего образования предполагает введение во всех национальных школах высшего образования системы зачетных единиц ECTS (European credits transfer systems), обеспечивающей зачетную и накопительную функции, и гарантирующей академическое признание обучения за рубежом.

Реализация пилотного проекта по внедрению системы ECTS происходила в университетах Европы в период с 1989 года по 1995 год. В пять предметных областей проекта вошла медицина, поскольку медицина считается сложной предметной областью для изучения. Система ECTS довольно легко нашла свое применение в медицине ввиду того, что учебные планы и программы структурированы и четко описаны.

Многие российские медицинские вузы приняли активное участие в проектировании системы кредитов на образовательные стандарты. Методология системы начисления кредитов ECTS была разработана в Московской медицинской академии им.И.М. Сеченова еще в 2006 году. В 2007 году проведено экспериментальное внедрение в системе высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (ДПО). Однако, успешный эксперимент проецирования системы зачетных единиц на программы ДПО по непонятным причинам не получил распространения.

В апреле 2011 года Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России рассмотрел вопрос «О состоянии и путях совершенствования системы последипломной подготовки специалистов в сфере здравоохранения» и принял решение разработать проект методических рекомендаций по применению кредитно-модульной системы организации учебного процесса [1].

Одной из перспективных задач кадровой политики в здравоохранении Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова назвала внедрение аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов. В частности, одним из мероприятий Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» была обозначена «разработка до 1 мая 2013 г. комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации…..».

В Руководстве по использованию ECTS [2] в качестве одной из ключевых характеристик системы кредитных единиц заявлено: «Система ECTS широко используется в формальном высшем образовании и может быть применена к другим формам обучения в течение всей жизни». При использовании системы ECTS для непрерывного обучения применяются те же принципы для определения, присуждения, переноса и накопления зачетных единиц. Так же, как и в случае с накоплением зачетных единиц, полученных за отдельные элементы, не входящие в программу обучения, зачетные единицы, накопленные в течение непрерывного обучения, основываются на трудозатратах, которые ориентировочно требуются для достижения ожидаемых результатов обучения. Зачетные единицы, присуждаемые за непрерывное обучение, могут быть также признаны и накоплены для получения квалификации, в зависимости от желания обучающегося и/или требований присуждения квалификации.

Структура сети образовательных учреждений Минздрава РФ по состоянию на 1 января 2012г. состояла из 46 медицинских и фармацевтических вузов, 5 учреждений дополнительного профессионального образования и 3 средних учебных заведений. В статистку не включены негосударственные образовательные учреждения, которые активно реализовывали подготовку медицинских специалистов по программам ДПО.

По данным компании «Финэкспертиза», в России насчитывается 702 тысячи врачей [3].По сведениям Минздрава, в течение 2011 года прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку 210 тысяч человек медицинских и фармацевтических работников [4].

Структура послевузовского профессионального образования российских врачей представляет два самостоятельных вида: последипломное профессиональное образование врачей и непрерывное профессиональное развитие врачей.

По определению Всемирной Федерации медицинского образования: “Непрерывное профессиональное образование - период образования или подготовки врачей, начинающийся после завершения базового и последипломного медицинского образования, продолжающийся в течении всей профессиональной жизни врача». Неслучайно в программе реформирования системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования особая роль выделена дополнительному профессиональному образованию врачей.

Система непрерывного профессионального развития врача должна предусматривать наличие системы кредитных единиц, включающей:

· накопительную и зачетную функции;

· модульный принцип построения программ;

· инновационные технологии обучения, в том числе, с использованием сетевых ресурсов.

В России вопрос повышения качества послевузовского и дополнительного профессионального образования по-прежнему остается актуальным. Необходим постоянный мониторинг содержания программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации медицинских работников. Обновление программ дополнительного профессионального образования врачей предполагается проводить с учетом максимально гибких механизмов их реализации, включая внедрение компьютерных систем обучения и образовательных программ и применение дистанционныx образовательныx технологий. Кроме того, новым законом «Об Образовании в Российской федерации» предполагается внедрение сетевой формы реализации образовательных программ [5].

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций, что существенно расширяет возможности получения образования.

В системе медицинского непрерывного профессионального образования приказом Минздравмедпрома Россииот 16.02.95 за №33 был закреплен порядок подтверждения сертификата специалиста. Порядок предусматривал минимальную продолжительность обучения, которая составляла 144 часа и проводилась один раз в пять лет. Действие порядка было отменено приказом Минздрава РФ от 28 сентября 1999 г. за № 353. Учитывая сложившуюся практику, целесообразно при переходе на систему накопительных кредитов сохранить общее количество минимально необходимых кредитов для набора в течении пяти лет эквивалентное 144. Сумма кредитов складывается из всего обучения и должна быть накоплена в течение 5 лет. В дополнение к ним врач может пройти тематическое усовершенствование или сертификационный цикл. Такой подход позволяет сохранить принцип сочетания имеющихся национальных традиционных форм образования с инновационными технологиями и в полной мере реализовывать принцип непрерывного образования медицинского работника, предоставляя ему право выбора места и страны повышения квалификации.

В настоящее время, в актуальном нормативном документе (приказе Минздрава РФ от 3 августа 2012 г. N66н), сохранена периодичность проведения повышения квалификации медицинских работников - не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности [6]. Можно предположить, что этот период является непозволительно длинным в связи с новыми научными достижениями и внедрением инноваций в мировой и отечественной медицинской науке и фармацевтике. В течении пяти лет, до наступления срока очередной ресертификации, врач может равномерно или по мере внедрения новых методов лечения или иных инноваций в медицине проходить оперативное повышение квалификации по интересующей его проблеме, в соответствии с имеющейся у него специальностью.

В систему ДПО входят программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировок. По поводу стажировок за рубежом для врачей и педагогов, для успешного проведения такой переподготовки необходимо «привлекать ведущих отечественных специалистов, в том числе, прошедших подготовку за рубежом, а также иностранных работников высокой квалификации» [7], отметил Президент РФ Д.А.Медведев.

Опираясь на зарубежный опыт и лучшие мировые практики, в России целесообразно внедрять кредиты по уровням образования. Высшая школа с этим практически справилась, разработаны методические подходы к внедрению кредитной модульной системы интернатуре и ординатуре. Однако система ДПО, являясь важной составляющей непрерывного образования, причем самой мобильной и наиболее доступной, осталась незаслуженно забытой. С внедрением накопительной кредитной системы по программам ДПО можно значительно упростить ресертификацию медицинских и фармацевтических специалистов, а также перезачет кредитов по зарубежным стажировкам.

Список литературы и источников

1. Врачей могут отправить на учебу за рубеж. Электронный ресурс: http://www.aif.ru/health/news/129856, дата обращения 26.04.2012г.

2. Сколько в России врачей? Электронный ресурс http://etamedicina.ru/view_post.php?entry=126, дата обращения 26.01.2011г.

3. Технология измерения образовательной активности. Электронный ресурс http://www.akvobr.ru/izmerenie_obrazovatelnoi_aktivnosti.html, дата обращения 23.04.2011г.

4. Доклад Министра здравоохранения Скворцовой В.И. Развитие системы послевузовской подготовки и повышения квалификации медицинских специалистов. от 29.10.2012г., г.Москва.

5. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 598 « О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»

6. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

7. Руководство по использованию ECTS., п.4.5. Электронный ресурс http://www.pandia.ru/text/77/282/22683.php

8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. N 66н г. Москва "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях".

Римская Ольга Николаевна - эксперт по вопросам образования, кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Московская государственная академия водного транспорта»;

Орлова Ольга Ратмировна - президент, доктор медицинских наук, профессор кафедры нервных болезней ФППОВ Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова, руководитель неврологического отделения Центра междисциплинарной стоматологии и неврологии.


Препараты ботулотоксина.
Производители. Дистрибьюторы
Информация о препаратах предоставлена производителями
Пользовательское соглашение
Используя сайт, Вы соглашаетесь на сбор и обработку персональных данных, согласно Политике конфиденциальности и условий Пользовательского соглашения, чтобы посещение сайта было удобным.
Принять
Использование файлов cookie
Наш сайт использует файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая использовать сайт botulin.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie.
Принять